Как российские магазины защищаются от краж

противокражные системы в магазине, защита товаров от краж

Количество краж в российском ритейле в 2022 г. увеличилось примерно на 18-20%, считает директор по продажам группы компаний «Император» Дмитрий Логинов. В 2023-м он наблюдает еще больший рост.

В продовольственной рознице допустимыми считаются потери из-за воровства в размере 1,5-2% от выручки, в непродовольственной — 1%. По словам гендиректора Ивана Федякова в 2023 г. в некоторых продуктовых магазинах она достигает 3-5%. Поэтому сегодня все чаще можно увидеть антикражные бирки на сыре, алкоголе и других товарах.

Об активизации злоумышленников говорит и представитель сети «Лента»: стало больше групповых хищений и хищений профессиональными шоплифтерами. Но рост числа краж в сети он оценивает как «незначительный». У «Вкусвилла» недостача составляет всего 10% от общих потерь, сколько приходится конкретно на кражи и становится ли их больше, представитель ритейлера не уточнил. А сотрудник крупного непродовольственного ритейлера заверил, что у них прироста краж нет ни в прошлом году, ни сейчас.

Проблема воровства в магазинах сохраняет свою актуальность, констатирует председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли Игорь Караваев. Как правило, она обостряется в кризисные периоды, причем тренд носит глобальный характер и не зависит от конкретной страны, считает он.

Чаще всего посетители крадут продукты питания: алкоголь, деликатесные виды сыров и мясных изделий, говорит Логинов. Популярна у шоплифтеров и одежда, особенно известных брендов, а также парфюм и премиальная косметика. Караваев называет еще кондитерские изделия, кофе, обувь и небольшие спортивные аксессуары.

Во всех торговых сетях — членах АКОРТ введены, по свидетельству Караваева, дополнительные меры контроля, в том числе установлены современные рамки, усовершенствована система видеонаблюдения, пересмотрена планировка пространства, стоят замки на витринах с дорогостоящими товарами.

Помогает, например, видеоаналитика с использованием искусственного интеллекта: она распознает лица тех, кто уже попадался на воровстве, и оповещает службу безопасности магазина, рассказывает Логинов. Внедряются также решения, которые выявляют подозрительное поведение посетителей — скажем, перемещение по слепым зонам, не охваченных камерами.

Видеоаналитика дает воможность следить за кассами — система не только фиксирует момент продажи на видео, но и сравнивает товар в руках покупателя с позицией в чеке, отмечает основатель компании «Видеоглаз» Андрей Васильев. При обнаружении несовпадения такие системы оповещают службу безопасности. С их помощью можно предотвратить примерно половину потерь.

У «Ленты» рост количества хищений невелик, поскольку большую часть нарушений удается пресекать — для этого компания постоянно совершенствует модель охраны магазинов, внедряет системы мониторинга, в том числе с использованием видеонаблюдения, рассказывает ее представитель. У «Вкусвилла» установлены системы видеонаблюдения, сотрудники общаются с покупателями в зале и следят за порядком, в отдельных проблемных магазинах работают сотрудники ЧОП, говорит представитель ритейлера. Но за последнее время компания дополнительных мер контроля не вводила.

Затраты на оснащение объектов современными системами достигают десятков миллионов рублей, но вложения себя оправдывают, уверен Логинов. Он предупреждает: «Шоплифтеры всегда проводят «разведку», и для них предпочтительнее объекты, где меньше риск попасться. Поэтому те компании, которые беспечно подходят к вопросу организации безопасности находятся в зоне риска».

По словам Васильева, в основном такие системы применяют крупные ритейлеры, и процент краж у них меньше, чем в небольших магазинах.

Новость была интересной?

Только актуальные новости, полезные статьи, интересные события - подписывайтесь на рассылки от Противокражка!