Как обуздать организованную преступность, специализирующуюся на ритейле

Магазинные кражи были всегда. Снижение покупательской способности, обилие товаров в сочетании с кассами самообслуживания и разнообразием каналов продаж привели к резкому росту хищений в ритейле. Директор Ассоциации экспертов безопасности ритейла рассказывает об актуальной обстановке и о том, какие шаги необходимо предпринимать на государственном уровне для решения проблемы.

Константин Сергеев, директор Ассоциации экспертов безопасности ритейла:
«В западном ритейле четко выделено понятие «организованная розничная преступность» (Organized Retail Crime – ORC), которое подразумевает под собой группы из двух или более лиц, занимающихся хищением товаров в ритейле, мошенничеством, скупкой и реализацией краденных товаров. Организованная розничная преступность может координироваться и действовать в местном, региональном, национальном или международном масштабе.»
 

Воруют! Объем бедствия растет

Согласно отчету Национальной федерации розничной торговли за 2022 год в ритейле количество инцидентов с организованной розничной преступностью увеличилось в среднем почти на 27%, и восемь из десяти опрошенных торговых сетей столкнулись с ростом таких преступлений.  Большинство респондентов (81,2%) сообщили, что преступления стали более жестокими по сравнению с тем, что было год назад. 

Данный рост они связывают с нестабильной экономической ситуацией, оказывающей давление на потребителей, которая, вероятно, приводит к более активному участию в организованных магазинных кражах, а также готовности населения к покупке с дисконтом краденых товаров. Рост связывают и с тем, что преступления (магазинные кражи) все чаще становятся декриминализованными. Так в США в некоторых штатах введен порог – 950 долларов США, при достижении которого наступает уголовная ответственность. Повлияло и отношение полиции, которая не только опустилась на колено, но и «опустила руки» в борьбе с уличной преступностью, после общественного резонанса из-за непредумышленного убийства полицейским Джорджа Флойда, задержанного по подозрению в использовании поддельных купюр в магазине.

Озабоченность западных ритейлеров ростом количества и повышением агрессивности организованной преступности в ритейле способствовала появлению законодательных поправок в закон ИНФОРМ.

Специалисты по безопасности и полицейские фиксируют значительное количество каналов по реализации краденой продукции, среди которых онлайн-площадки, позволяющие преступникам реализовывать краденый товар, соблюдая анонимность. 

Поправки 2023 года в закон ИНФОРМ обязуют владельцев онлайн-площадок содействовать в предотвращении реализации краденой и контрафактной продукции.
 

Проблема старая – каналы новые

Для российского ритейла организованная розничная преступность – не новая проблема, но она пока не выделена в отдельное направление и ей не уделяют должное комплексное внимание в рамках деятельности профессиональных объединений ритейлеров, правоохранительных органов и государства.  При этом, организованная преступность, специализирующаяся на ритейле, существует давно и наносит значительные финансовые убытки российской рознице.

Нередко эти группы запугивают персонал магазина, угрожают встретить после работы, вербуют и даже внедряют (устраивают) в коллектив сотрудников магазина и охраны «своих» для создания благоприятных условий для хищения товаров.

За период более 20 лет в Российской Федерации сформировалось деструктивное движение «шоплифтеров», популяризирующее магазинные кражи, проводящее обучение тому, как совершать кражи и уходить от предусмотренной законом ответственности. Реализуются приспособления для совершения хищений, проходит подбор исполнителей на кражи, происходит реализация краденных товаров. Организаторы данных групп выступают посредниками (гарантами) в бесконтактных сделках. Общее количество участников российских групп и каналов шоплифтеров в Telegram на начало 2023 года превышает 46 500 аккаунтов.
 

Статистика МВД за 2022 показывает, что организованными группами или преступными сообществами совершено 26,0 тыс. тяжких и особо тяжких преступлений (+21,4%), причем их удельный вес в общем числе расследованных преступлений этих категорий возрос с 9,3% до 10,5%. Отмечается рост преступлений иностранными гражданами на 10,3%. 

Стоит отметить, что организованная преступность, специализирующаяся на ритейле, активно осваивает рынок E-commerce. Используя и создавая уязвимости, проводит различные фрод-махинации с системами лояльности, возвратами и т.п.

Магазинные кражи и махинации — это постоянная проблема для ритейлеров, пытающихся найти баланс между приятной обстановкой для совершения покупок клиентами и потерей товаров от недобросовестных практик, прибылью и потерями. Но когда магазинные кражи становятся целой организованной индустрией, требуется более активное противодействие.
 

Что необходимо для решения проблемы?

   1. Первое, что необходимо – признать, что проблема организованной преступности, специализирующейся на ритейле в России, существует.  Развеять сформированное заблуждение, что «это просто магазинная кража» – это не так! 
К сожалению, в нашем обществе не сформирована культура нетерпимости к магазинным кражам. Часто даже сотрудники магазинов, служб безопасности и полиции магазинных воров называют уменьшительно-ласкательно «воришки», почти как «шалунишки». Пришло время менять отношение общества к этой категории преступлений. 
   2. Законодательно запретить деструктивное движение шоплифтеров. По примеру «АУЕ» (запрещенная в РФ экстремистская организация). От лица «Ассоциации экспертов безопасности ритейла» уже сделаны соответствующие обращения в Генеральную прокуратуру РФ и Государственную думу.
   3. Формировать коалицию правоохранительных органов и сотрудников безопасности розничной торговли, нацеленную на сотрудничество по профилактике преступлений, содействию в расследовании и задержании преступных групп.  
   4. Инвестировать в инновационные технологии и решения, позволяющие формировать единый контур безопасности российского ритейла.  Интегрировать системы видеоаналитики торговых точек в систему «Безопасного города». 

Очевидно, что решение проблемы организованной преступности, специализирующейся на ритейле, ложится не только на отделы безопасности и команды розничных магазинов. Правоохранительные органы, прокуратура, политики, общественные организации должны обратить внимание на данную проблему. Магазинные кражи, регулярно совершаемые организованными группами, подрывают экономику, как одного отдельного магазина, так и всей торговой сети, и, как следствие, оказывают влияние на всю российскую экономику. 

Константин Сергеев, директор Ассоциации экспертов безопасности ритейла.
Материал взят с сайта: NewRetail

Новость была интересной?

Только актуальные новости, полезные статьи, интересные события - подписывайтесь на рассылки от Противокражка!