Пойман - не вор
С магазинными ворами чуть ли не ежедневно сталкивается любой супермаркет. В серьезных торговых сетях выделяются большие деньги на безопасность, потому что ущерб от воров огромен. "Известия" выяснили, на чем профессионалы ловят воришек и как они отличают больных клептоманией от обычных преступников.
С магазинными ворами чуть ли не ежедневно сталкивается любой супермаркет. В серьезных торговых сетях выделяются большие деньги на безопасность, потому что ущерб от воров огромен. "Известия" выяснили, на чем профессионалы ловят воришек и как они отличают больных клептоманией от обычных преступников.
Владимир Овчинников работает в службе безопасности магазина ИКЕА почти с самого открытия. За первый месяц продаж обнаружились огромные недостачи, и руководству компании пришлось подойти к решению вопроса со всей серьезностью. Владимир получил предложение, работая тогда еще в уголовном розыске.
- Все были поражены огромными недостачами, и, естественно, надо было разбираться. Мы закрывали все дырки, искали недостачи. Сейчас наша основная задача - предотвратить нарушение, показать человеку, что если нехорошие мысли и есть, их лучше оставить на улице. Иногда охранник просто подходит к человеку и говорит: "Не забудьте оплатить товар, который вы спрятали под куртку".
Теперь Владимир посвящает в профессию новых сотрудников.
- Когда приходят новые сотрудники, то можно проговорить часов десять, - признается Владимир. - И тогда в конце рабочего дня человек говорит: "Не может быть, будто книжку читал!".
Сети для воришек
Кражи в гипермаркетах происходят почти каждый день. Средняя сумма украденного - 100-200 рублей. Любой сотрудник службы безопасности крупного магазина может чуть ли не диссертацию защитить по криминалистике.
- Воров мы делим на группы: профессионалы, клептоманы, адреналинщики и глупенькая молодежь, - говорит Владимир. - Профессионалы приходят воровать дорогие вещи, крупный товар, дорогую посуду, столовые наборы, светильники. А потом стараются перепродать за меньшую цену. Так что если вы видите наш товар по меньшей цене - вероятно, он не был оплачен на кассе.
Только в этом году сотрудники службы безопасности магазина ИКЕА-Теплый Стан помогли возбудить 4 уголовных дела против таких "профессионалов". Служба безопасности постоянно проверяет весь товар, и если что-то исчезает, быстро проводит расследование.
- Просматриваем видеозаписи, говорим с сотрудниками и в конце концов распечатываем фотографии и ждем "гостей" в магазине с большим нетерпением. Пересылаем фотографии в другие магазины. Не раз бывало, что наших героев задерживали в другом магазине. Периодически обмениваемся с магазинами "Ашан", "Твой дом", без такой поддержки было бы трудно. Если подозреваем сотрудника, то информируем и другие торговые сети.
"Бес попутал"
Хотя чаще всего воруют не профессионалы, а те, кого "бес попутал".
- Это обычная отговорка людей от 30 до 50 лет. У них "сувенирный" подход к делу: подсвечник могут положить в карман. А поймаешь за руку, говорят: "Извините, ребята, бес попутал..." Клянутся, бьют себя в грудь, обещают, что больше не будут. И ведь правда, приходят в магазин как добропорядочные люди. Однажды даже сказали охраннику спасибо, что наставил на путь истинный. Вообще мы стараемся ко всем подходить по-человечески. Если видим, что человек раскаивается, вопрос может решиться оплатой на кассе. Если наглый, непонятливый, начинает кричать, то вызываем милицию, оформляем административное правонарушение. И человек платит штраф.
Клептоманы
Самые веселые клиенты службы безопасности - клептоманы. Их знают в лицо:
- В магазине ИКЕА-Химки была женщина, которая приходила туда каждый день. Стали за ней присматривать: она прихватывала то нитки, то другую мелочь, ее задерживали, вызывали милицию. И наконец она набрала на сумму, достаточную для возбуждения уголовного дела. Ее направили на психиатрическую экспертизу, и врач поставил диагноз: клептомания. По закону мы не можем не пускать людей в магазин. Тогда приставили к ней охранника, и они ходили по магазину вместе. После пяти таких походов она больше не появлялась. Насколько я знаю, на принудительное лечение ее не направили.
Особо подготовленные клептоманы ходят со справкой из больницы.
- Как-то мы задержали женщину, и она сразу предъявила нам справку: клептомания. Милиционеры решили, что их разыгрывают. Позвонили в диспансер - оказалось, она действительно стоит на учете.
Адреналинщики
Другая группа подопечных - адреналинщики.
- Это люди от 25 до 35 лет, хорошо обеспеченные, красиво одетые, на дорогих машинах и с тягой к экстриму.
В основном замужние женщины, домохозяйки, жены владельцев крупных фирм. Они берут не очень дорогой товар, в районе 500 рублей. Вначале мы думали, им просто жалко денег. Мне было интересно понять: что ими движет?
Ведь когда их ловили, они доставали кошелек, набитый долларами и рублями. В личной беседе они признавались мне, что экстремальные виды спорта внушают им опасения за свою жизнь. Они это пробовали - и отказались.
Они ищут другое занятие, которое даст небольшой выплеск адреналина. Их нервы щекочет само ожидание: задержат или нет? Я видел и таких, кто, пройдя за линию кассы, просто доставал из кармана товар и оставлял.
Школьники
Последняя группа - студенты младших курсов и школьники.
- Это те, кому "и хочется, и колется, и мама не велит". По большому счету, люди до 20 лет не осознают своих поступков, для них это игра. И только после того как появляется милиция и вызывают родителей, наступает отрезвление: "все-таки это плохо". Со школьниками мы стараемся поступить так: сначала вызываем родителей. Если сумма крупная - милицию и инспектора ПДН. Только просим, чтобы воспитательный процесс проходил за пределами магазина, а лучше - дома. Потому что если приехал папа - он первым делом очень сильно краснеет, его начинает трясти и рука периодически тянется дать подзатыльник.
Воспитательный эффект мероприятия проникает и в стены школ: раз - и пополз слух: тот попался, - и детей уже не тянет на приключения. А со студентами еще проще: одно письмо ректору - и нет проблемы.
- Вообще, конечно, воспитывать должны родители, школа и государство, - рассуждает Владимир Овчинников, - но получается, что воспитываем мы. Мы стараемся подходить не с точки зрения наказания. Так что поначалу, если есть такая возможность, мы стараемся простить. Ведь жизнь можно очень легко испортить.
У каждой службы безопасности - свой скелет в шкафу
В "шкафу" у каждой службы безопасности есть свои "скелеты", тайное оружие, о котором не говорят. Почти все сотрудники перешли сюда из милиции, изучали вазомоторику, криминальную психологию и могут определить состояние человека по его жестам и поведению.
- Самый шик у нас - "снять клиента" до входа в магазин. У нас даже была своя игра. У главного входа встречали человека, аккуратно шли за ним и ловили за руку. Премии за это нет, потому что это может привести к неприятным последствиям, что случалось в других торговых сетях: и подброс товара, и провокации, особенно в отношении молодежи. Поэтому получение материальных поощрений за количество задержаний у нас не применяется.
Источник:
Новость была интересной?
Только актуальные новости, полезные статьи, интересные события - подписывайтесь на рассылки от Противокражка!